четверг, 21 января 2016 г.

пик Блока! девчонки прошли стену :)

Что-ж. год закончился... начался уже новый 2016 ;)
В общем-то, этим летом мы совершили экспедицию в ущелье Ляйляк в Киргизии и сходили на пик Блока двумя командами по двум маршрутам, сделав второпрохождение каждого из них!
Во как, считаем, что звучит красиво!
Самое время опубликовать и в блоге очерк о восхождении на пик Блока по маршруту Гунько, ведь за него мы (Марина Попова, Юля Борисова, Саша Ментовская, Олеся Бабушкина) получили крутую и престижную в альпинизме награду "Стальной ангел"! Рассказ уже был опубликован на риск.ру

А вот и сам рассказ:

После прошлогоднего Каравшина в голове потихоньку крутились мысли о поездке в ущелье Ляйляк.

Горы повыше, снега и льда больше, рельеф сложнее.

пик Блока, вид на северную и западную стены!
Поэтому готовиться начали еще с зимы, весной продолжили, и весной же определились, что поедем-таки туда.

Команда у нас уже есть, в принципе схоженная,
Марина Попова
Олеся Бабушкина
Саша Ментовская
Но на троих «соображать» на стенном восхождении можно, но сложно, из-за этого сильно хотелось найти четвертую участницу. Практически сразу, после месяца раздумий, согласилась Юля Борисова, о чем ни мы, ни она (надеюсь) не пожалели ни разу.

Наша, пока еще бодрая команда - Юля, Олеся, Марина, Саша

Получилась прикольная команда из четырех человек, все готовы лезть, все готовы жумарить.
Понятно, что без поддержки ехать тоже не хорошо. Всякое бывает. Собралась в ущелье и команда парней:
Денис Прокофьев
Вова Сысоев
Рома Абилдаев – приглашенный легионер из Новосибирска.

План по восхождениям был очень простой: акклиматизируемся толпой, затем лезем мы, после нас лезут парни.
Но еще на заброске появился нюанс, нас предупредили, что лагерь оставлять без присмотра нельзя. Местные воруют на раз.
Поэтому ходили двумя смешанными группами, например, с утра и до обеда одна группа гуляет под Аксу, после обеда выходит вторая группа.
Получалось не очень удобно, но зато все вещи на месте и целы.
Кстати, с 5 июля погода просто звенела. Абсолютно чистое небо, жара и очень теплые ночи. Соответственно, с Аксу «валило» от души.
Еще до выезда у кого-то из нас были мысли идти на Аксу, однако умные и опытные люди убедили, что нам туда рано. По приезду же стало однозначно понятно, что в этом сезоне на Аксу не хочется. Совсем. И хорошо, что не планировали лезть туда.

На акклиматизацию перед восхождениями выделили 12 дней.
Поночевали на 3800 на морене под пиком Блока, гуляли по леднику под стену. Пытались ее рассмотреть, определить, где проходит маршрут.

Сходили на пик Бадыгина (4800м), на него подход пешком по сыпухе с перевала Ак-Тюбек (4390 м.). С лагеря шли часов 9 до вершины.
На подходах к перевалу:

Встали на ночевку на Пике Бадыгина:

Кстати, о маршруте на пик Блока. С ним мы определились еще до отъезда – это маршрут Гунько по Западной стене, 6А. Раньше рядом проходил маршрут Валиева, но после обрушения части стены – на фото светлый участок, около 130 метров, команда Вовы Гунько сделала зимой 2010 года свою линию. Больше этот маршрут никто не повторял.
Почему этот маршрут?
Проходит он полностью по рельефу – т.е. нет скайхучных дорожек по гладким стенам. Всегда понятно куда лезть, т.е. идешь по самому логичному пути. Опять же была возможность получить консультацию у первопроходцев. Маршрут Валиева проходил практически там же, но, по сути, из 15 веревок стенной части маршрута Гунько с ним совпадает всего 5.

Нитка маршрута Гунько, 6А по Западной стене на пик Блока

У нас была платформа (разборная, 9кг), поэтому мы не «зависели» от наличия или отсутствия полок на маршруте.
По доброй традиции погода была прекрасной во время акклиматизации;
Группа Вова-Рома-Саша-Олеся с комфортом сходили 5Б на пик Блока, узнали спуск, поработали на льду, получили кайф от лазания под солнцем в скальниках.

Мы же втроем сходили за день полностью лазовый маршрут Шибанова на Малый Искандер, 5А, (4520м), монолитный рельеф, много трещин, все проходится свободно. В общем, прекрасный маршрут для акклиматизации и разминки.

Малый Искандер (4520м) на переднем плане и пик Искандер (5120) на заднем плане

Лазание на первых участках 5А на Малый Искандер

Вот так незаметно прошло время, и мы стали поглядывать на стену, собирать еду, перекусы и железо. Конечно же, погода сразу испортилась, и два дня подряд приходилось откладывать выход. В итоге 20 июля все-таки выдвинулись небольшим караваном в ту сторону.

Перед выходом под стену

Для тех, кто не знает: заброска под стену Блока (в нашем случае стена была западной) представляет собой длительный процесс, необходимо набрать высоту с 2800 до 4350м. Сначала двигаешься по моренам, затем переходишь на открытый ледник, потом идешь по закрытому леднику.
Причем по леднику мы шли уже под снегодождем, снова накатила непогода. Всего заброска под маршрут заняла у нас 7 часов. При этом практически все снаряжение и веревки уже были под стеной – после 5Б ребята его там оставили. То есть подход длинный и непростой.
Полночи шел мокрый снег, утром просто дождь. В 5 утра мы решили не начинать восхождение, все скалы были то ли мокрыми, то ли во льду, а сама стена Блока в тумане. К 10 утра немного подсохло, да и на связи передали прогноз – до 25 июля ежедневные кратковременные дожди. Все ясно, жары не будет, нужно лезть.
В 12 часов 21 июля начинаем работу на маршруте, и понеслось – сложный итошный рельеф, края щелей сыпятся, все слегка ненадежно, двигаемся медленно.

Работаю на первой веревке

Периодически идем по участкам, по которым бежит вода (ночной снег днем начал интенсивно таять), и здесь уже получаешь удовольствие в виде воды, которая весело заливается в рукава куртки и течет дальше до ботинок. Таким образом проходим две веревки (кстати, чем отличается описание маршрута Гунько от многих прочих – написано 55 метров, значит там будет именно 55 метров, а не 45. Написано 50 – будет именно 50, а не 40-45). В конце третьей веревки в 18 вечера начинается локальный треш в виде стены ливневого снега, даже голову поднять не было возможности. Быстро собираю станцию, и вниз, ставить платформу.

Как только платформу установили, и мокрые с ног до головы залезли в нее, вышло солнце, и появилось синее небо.. Красота..
Утро второго дня ознаменовалось преодолением каминов, покрытых тоооонким слоем льда (примерзший вечерний дождь), на 1,5 веревки ушло 4,5 часа и практически все силы (мои) и нервы (пожалуй, всей команды), т.к. страховаться там местами негде.

Снизу казалось, что камины простейшие
Потом жизнь наладилось, был «обычный» рельеф стены: сыпучие трещины, местами монолитные. Разбежаться не получилось, скальники сиротливо провисели на поясе.

В этот вечер дождя не было!
На третий день уже вперед помчала Саша, ключевые веревки маршрута ;)

За день удалось пройти всего 2,5 веревки, они по левой стороне обходят обвалившуюся части стены. Много живых плит, сопливая страховка.

Стоим на станции, третий день

В 17:30 снова ливень, затем опять солнечно. А мы подлезли под огромный траверс метров в 65. Следующий день планируем начать с него.

Промокшие залазим в платформу, и сюрприз – джетбойл не накручивается на газовый баллон, походу резьба сорвалась. Попили чай и поели горячего, ага.
После часа попыток его накрутить выпили бодряще-холодной воды, пожевали лапшу сухую, немного сыра-колбасы. На следующий день необходимо выходить на вершину, стало понятно всем. По описанию оставалось «всего» 5 веревок до ледовой крыши.
Утром, попив водички, выходим на штурм. Лидирует Олеся.

На траверсе

Веревки чуть попроще, но уже и усталость значительная, да и высота чувствуется.

Саша и Юля подходят к траверсу

Перед крышей в 7 вечера проходим участок, по которому бежит водопад. Опять промокаем капитально. Потом веревка мучительного долаза (здесь мы уже подустали) до крыши. Уже в сумерках начинаем троечный лед. На гребне стоим в темноте. Тут же собираем с Олесей станции для платформы и бредем на вершину. Дожидаемся девчонок. На вершине стоим в 22:53 (24 июля).

А это наше фото на вершине и на подходах к ней. Снято Деном Прокофьевым из базового лагеря!
Пол 1 уже спим в повешанной кое-как платформе. Станции качественные, а вот саму платформу по горизонтали выровнять не слишком получилось, так как на гребне ощутимый минус, а у нас мокрая обувь и одежда.
Но расслабляться рано, впереди еще спуск. Сильно радует, что Саша с Олесей сходили до этого на 5Б и знают, где станции, и куда нужно спускаться. С 6 утра до 14:00 дюльферяем скальную часть. Потом за 3,5 часа спускаемся по льду 10 веревок – спасибо Роме за обстоятельный мастер-класс по самовыкрутам в лагере!

Сразу после спуска, довольные!

Парни ждут нас на стоянках на леднике (там имеется кусочек морены), нам нужно до них спуститься одну ступень. И ура, пьем горячий чай, кушаем теплую и заваренную (!!!) лапшу. Светит солнце, нам тепло и хорошо.
Оставляем все железо парням и вниз. А они на следующий день пошли на маршрут Коробкова (второе прохождение, 6А) на тот же пик Блока и за 4 дня залезли.
Но об этом, я думаю и знаю, они напишут сами, да? :)
Мы же получили огроменный стенной опыт и огроменное же количество самых разных эмоций! Такого никто из нас еще не лазил.
Кстати, маршрут не камнеопасный. Камни летят еще правее маршрута, там действительно бьет, когда выходит солнце, на самом маршруте безопасно. При этом на ночевках у нас платформа еще и висела всегда под нависающей стеной или карнизом.
Особенностью маршрута является большое количество косых веревок (но мы к этому были готовы). И то, что, несмотря на сложный рельеф, на маршруте не нужны скайхуки и пробойники.
Немного цифр:
перепад основной части - 700м,
протяженность маршрута – 950 м.
протяженность участков 6 к. сл. – 700м.,
средняя крутизна основной части 83°
Количество ходовых часов – 48. Дней – 4.
Вот так :)

Олеся еще изготовила ролик о восхождении:

Еще хочется сказать спасибо:
Академии Зимних видов спорта

Спонсору сборной Красноярского края по альпинизму компании Ред Фокс за экипировку

И НПФ Рок-Пилларс за предоставленные спальники, что грели нас на маршрутах, палатку штурмовую и платформу, без которой мы бы никуда не залезли