четверг, 20 октября 2016 г.

Красноярская техника одновременного лазанья

Статья Дениса Прокофьева, опубликована в журнале "Риск ОНСАЙТ" №67 в 2014 году.
Самое время вывести ее в свет.
Кстати.. с 2016 года "одновременную" схему запретили на очных соревнованиях в скальном классе как опасную. Что, мягко говоря, смешно.
Ну а мы продолжаем использовать эту схему в горах (настоящих) и на тренировках на родных Столбах.




Согласно легендам, древние викинги брали с собой в дальние морские походы ворона. Чтобы определить, где находится земля, они выпускали птицу. Если ворон возвращался, то земля была еще далеко. Если нет, то окончания похода долго ждать не приходилось. История красноярского альпинизма насчитывает не один десяток лет. Она буквально окутана разными легендами и мифами. Некоторые из легенд можно услышать от очевидцев, участвовавших в событиях, заложенных в основу этих историй, и ныне еще живущих среди нас. Одна из ярчайших живых легенд – Валера Балезин, лет до 50-ти действующий спортсмен, а сейчас действующий тренер красноярской сборной команды по альпинизму. Его все знают. Но на столбовских тропах можно встретить много кого, в том числе «снежных барсов», тех, кто ходил стены пика Коммунизма и Хана. На их счету прохождения больших и малых стен: Аксу, Свободной Кореи, Ягноба и др. Огромнейший опыт лазанья в горах сконцентрировался в одной небольшой точке на карте – Красноярск, Столбы. Именно из этой точки исходит и отличная горная подготовка красноярских альпинистов, и всевозможные изобретения или новые технические приемы в лазанье. Если смотреть на красноярцев в общем, то школа альпинизма покоится на двух китах. Первый – это свободное лазанье. Хождение по Столбам без страховки – часть культуры столбизма, этому учат в первую очередь. Сама атмосфера и дух Столбов толкают человека на, казалось бы, безумные вещи. Вы не найдете даже среди разрядников человека, который не поднимался бы на вершины заповедника различными, как говорят у нас, ходами без веревки. Причем не один раз. Зимой и летом. А еще есть лазанье по хитрушкам (боулдеринг «по-красноярски»).




В определенный период истории альпинизма для прохождения маршрутов высшей категории в горах все больше начали применять искусственное лазанье из-за сложности прохождения некоторых участков свободно. Соответственно, и в Красноярске эта техника получила развитие. И уже к 2000 гг. пошел настоящий прорыв в скорости прохождения питчей (участков маршрута) с использованием искусственных точек опоры, ИТО. Красноярцы вдохнули новый смысл в использование фиф на скалах. И якорные крючья для страховки в тонких скальных трещинах тоже начали применять здесь. На мощной школе лазанья с ИТО и базируется второй улыбающийся кит красноярской школы. На самом деле здесь, в Сибири, никто не делит лазанье на чистое ИТО или фри, особенно в горах. И правда, к вопросам стиля начинаешь относиться весьма прохладно, когда вдруг на маршруте валит снег или льет за шиворот дождь. Поэтому лезется свободно – лезешь, не получается – переходишь на ИТО, рельеф позволяет – переходишь на лазанье. Исключение, конечно, составляют специализированные соревнования в модном стиле трэд, которые уже третий год проходят летом на Столбах. Одним словом, в основе быстрых прохождений сложных маршрутов лежит четкая, основанная на большой практике техническая работа, разумное сочетание свободного лазанья и ИТО (помимо таких эле- ментов, как тактические действия команды, погода и удача). Так вот, к чему все эти исторические справки, дифирамбы и павлиний хвост? Перед нами стоит нетривиальная задача: необходимо ускорить прохождение участка скального рельефа.



Ведь, с одной стороны, все уже известно, традиционная схема понятна и давно заучена. Это попеременное движение. Лидер проходит участок на всю длину веревки, закрепляет перила, дожидается напарника и толь- ко после этого продолжает двигаться дальше. Многие двойки достигают быстрого прохождения одного питча за счет свободного лазанья первого номера. Также можно ускориться благодаря подгонке снаряжения, отработанной схеме передачи «железа» между напарниками, быстрой работе с веревками. Но немногие смогут выйти за пределы времени в два часа на ИТОшную веревку в 50 м. Вы скажете: «В чем проблема? Лезьте одновременно, если сможете, тогда и ускоритесь». Но, к сожалению, не все участки пригодны для свободного лазанья. Что мы можем пролезть одновременно в двойке? До 6с по скалолазной французской шкале или, вообще, до 6b. А если попадется конкретно «злой» ИТОшный участок? Плюс погодные условия…



Недостатки традиционной схемы вполне понятны и очевидны. Низкая скорость: если холодно, то второй номер просто замерзает на станции. Имеется прямая зависимость от количества элементов страховки, то есть на сложном участке не всем хватает набора желе- за на веревку, поэтому приходится делать станции чаще. Даже при небольшом количестве перегибов на один питч возникают значительные затруднения с протягиванием веревки (особенно послед- ние 10 м). Достоинства: схема отработана целыми поколениями альпинистов, соответственно, безопасна. Исключение составляет момент срыва на станцию без промежуточных точек. Как же можно усовершенствовать традиционный метод лазанья? Ответ на этот вопрос лежит в грамотном использовании полуавтоматических устройств типа «Гри-гри». Поговорим о «красноярской схеме лазанья с одновременной страховкой».



Автор этой методики – наш тренер Валерий Балезин. Хотелось бы рассказать о ней, разумеется, с его разрешения. Как заметил Валера, «в этом секрета давно уже нет». 2011 г., Замин-Карор, чемпионат России по альпинизму, очный технический класс, 1-е место – Красноярск. 2013 г., зимнее восхождение на пик Свободная Корея, маршрут Семилеткина (6А) за 30 часов – Красноярск. 2013 г., чемпионат мира по альпинизму в Крыму, 2-е и 3-е места – Красноярск. Перечень «просто» побед. И участвовали в восхождениях разные люди. Но все они – своеобразные адепты схемы одновременного лазанья. Ее используют в Красноярске уже порядка четырех лет. Схема была отработана на маршрутах красноярских Столбов, а затем апробирована в горах.
Техника «Одновременная страховка» – технически все гениально и просто. А главное, безопасно.

Шаг1. Первый лезет с нижней страховкой прощелкивает в точки страховочную веревку (на рисунке красная) и  иногда перильную (на рисунке синяя).
Берем две веревки, здесь все по классике. Динамику ввязываем в беседку. Статику цепляем сзади на транспортную петлю либо ввязываем рядом с динамикой. Первый номер лезет вверх от земли или от станции. Напарник его страхует с помощью «Гри-гри» или другого полуавтомата. Тоже вроде бы ничего особенного. Лидер проходит примерно 20 м, делает станцию в удобном или надежном месте с хорошими щелями под закладки.

Шаг2. Первый делает станцию.  Выбирает перильную веревку (синяя) и закрепляет на станции.  Командует: «Перила готовы».
  
Внимание: начинается кое-что необычное. Первый выбирает запас статики и закрепляет перила. Теперь перила организованы между ним и вторым номером. Командует: «Перила готовы». Прощелкивает страховочную веревку в основной карабин станции (точнее, в оттяжку, которая вщелкнута в основной карабин) и продолжает лазанье.  Второй начинает подниматься по перилам на жумарах и ОДНОВРЕМЕННО страхует первого через «Гри-гри», по пути извлекая установленное снаряжение.



Шаг 3. Первый прощелкивает страховочную веревку через центральный карабин станции и продолжает лезть дальше. Второй начинает подниматься по перилам и одновременно страхует первого, вынимает точки страховки.

Доходит до станции, встает на самостраховку в основной карабин, выщелкивает закрепленную статику. (При этом статическая веревка остается привязанной концом к страхующему, также можно ее закрепить на станции.) Далее он готовит снаряжение для передачи первому номеру. Затем командует о готовности передачи. Первый останавливается, желательно на удобной точке. Второй цепляет на перильную веревку снарягу. Первый ее выбирает, развешивает снаряжение на систему и продолжает лазанье.

Шаг4. Первый лезет. Второй подходит на станцию, встает на самостраховку. Выщелкивает перила из станции. Готовит снаряжение для передачи и прищелкивает на перильную веревку. Первый выбирает снаряжение.
Проходит метров двадцать и снова организует станцию. Затем схема повторяется.

Итак, в чем преимущества такого одновременного движения?
Основное – это выигрыш во времени. Пока второй номер идет по перилам, напарник успевает пролезть около 10-15 м ИТО уровня А2. Согласитесь, это немало. Если речь идет о свободном лазанье, то за это же время можно преодолеть и 15-30 м. Второе: участники в двойке фактически работают независимо, не задерживая друг друга. Третье: в холодную погоду (частый случай в горах) страхующий меньше мерзнет, «не примерзает» к станции, так как чаще  двигается по перилам. Первый вообще не успевает остывать, он не ждет, пока к нему подойдут на жумарах и передадут снаряжение. Четвертое: фактически схему можно считать более безопасной. Между участниками постоянно, помимо станции, установлено несколько точек. Пятое: у лидера всегда достаточно железа для лазанья, он в любой момент может получить его от второго номера. Шестое: схема универсальна и с некоторыми усовершенствованиями подходит и для группы, и для перемещения двойки или группы на многодневных восхождениях при наличии разумно- го груза у команды, и для перемещения по ледовому и смешанному рельефу.


Нужно помнить 
Существуют, конечно, нюансы, о которых стоит помнить. Обязательно наличие достаточного опыта разнообразного лазанья, как ИТО, так и свободного, опыт надежной установки эле- ментов страховки. Необходимо быстро и грамотно строить станции, иначе эффект от данной схемы может быть нулевым. Напарники должны работать слаженно и буквально понимать друг друга с полуслова. Неплохо было бы отработать схему заранее, до выезда в горы. На маршрутах, предполагающих свободное лазанье, желательно иметь длинную статику (длиннее динамической веревки хотя бы на 10 м). Это создает запас перильной веревки при быстром свободном лазанье первого номера. Данная схема рекомендована только опытным альпинистам, то есть экспертам, участвующим в соревнованиях (не для новичков: организация станций и установка точек не должны вызывать затруднений). Подходит для скального класса, очного технического класса, скоростных восхождений в горах. Типичные ошибки При движении с одновременной страховкой возникают и типичные ошибки. Коснемся некоторых. На станции страховочная веревка прощелкивается в центральный карабин через отдельную оттяжку во избежание перетирания перил страховочной веревкой в случае срыва. Динамика просто «пережигает» статику. В случае «косых» веревок нужно не забывать прощелкивать перильную веревку в промежуточные точки, чтобы второй смог дотянуться до точек и вытащить их. То же самое и для маршрутов, где встречаются деревья и какие-то особо «злые» выступы. Второму необходимо контролировать страховочное устройство во время движения по перилам и работы с точками (не допускать провисов веревки, вовремя выдавать и выбирать). Техника альпинизма не стоит на месте и постоянно развивается. Появляются новые схемы, растет уровень техники.
Надеемся, что и эта статья поможет вам сделать шаг вперед.

Денис Прокофьев, МС по альпинизму, организатор проекта «Школа ИТО на Столбах», при поддержке НПФ «БАСК»